Мы с вами много обсуждали красивых и знаменитых. Составляли личные хит-парады, бурно обсуждали и просто любовались. Но почему-то никто (!) не вспомнил (да и я в том числе) о красивейшей женщине всех времен и народов. Об Одри Хепберн (Audrey Hepburn). Женщина, которой лично я могу любоваться бесконечно. Украсившая собой классику мирового кинематографа. О, только не говорите мне, что вы не смотрели "Римские каникулы", "Завтрак у Тиффани", "Моя прекрасная леди" или "Как украсть миллион"! Это должен видеть каждый!
Как-то Одри заметила: «Моя жизнь похожа на сказку - в финале каждой грустной истории я всегда получаю приз». На самом деле таких грустных историй было очень много, и самая первая началась еще в детстве.
Одри Хепберн-Растон - единственный ребенок английского бизнесмена Джозефа Виктора Энтони Растона и голландской баронессы Эллы фон Хеемстры.
Аристократка по рождению (члены английской королевской семьи приходились ей дальними родственниками), она с шести лет посещала частную школу для девочек в Кенте.
Но в 1935 году родители развелись, и мать забрала ее в Голландию. В 1940-м в страну вторглись немцы. Одри исправили документы: слишком британское имя могло стать причиной депортации. Так Одри Хепберн превратилась в Эдду фон Хеемстра.
Знаменитая худоба - следствие жестокого голода: во время войны она питалась запеченными луковицами тюльпанов (по иронии судьбы десятилетия спустя один из сортов этого цветка назовут в ее честь).
В 1944-м на глазах девочки фашисты расстреляли дядю и кузена, а сводного брата отправили в концлагерь. Потом Одри скажет: «Меня преследуют воспоминания. Я вижу лица евреев, которых отправляли в лагерь, помню бледного мальчика в огромном не по размеру пальто - он ждал своей очереди. И я чувствовала, насколько мне повезло: он едет умирать, а я остаюсь жить».
Когда Хепберн предложили сыграть главную роль в спектакле «Дневник Анны Франк», она отказалась: «Слишком тяжело. Ведь это была и моя жизнь».
Ах, принцесса!
В 1948-м Одри уехала в Лондон -учиться балету у знаменитой Мари Рамбер, которая вынесла вердикт: «Ты можешь стать хорошей балериной, но примой - никогда: война слишком подорвала твои силы». И девушка бросила занятия, к тому же ей нечем было за них платить. Кто-то посоветовал попробовать себя в качестве модели и актрисы - и Одри решилась.
Главная роль в «Римских каникулах» писалась специально для Элизабет Тейлор, но режиссер Уильям Уайлер, увидев Хепберн, заявил: «В ней есть все, что я ищу - очарование, невинность, талант».
После премьеры лицо Одри украсило обложку журнала Time, студия Paramaunt заключила с ней контракт на 7 фильмов, и в довершение всего она получила «Оскар».
«Римские каникулы» принесли Хепберн невероятную популярность. Ей подражали: в мо¬ду вошла утонченная простота, едва ли не инфантильность - девушки, копируя актрису, отказались от макияжа.
На съемках «Сабрины» Хепберн познакомилась с Юбером Живанши. Их дружба - творческая и личная - продолжалась долгие годы: Живанши шил наряды для большинства фильмов Одри, сопровождал ее во время походов по магазинам, посвятил ей свои первые духи.
После «Сабрины» актриса сыграла Наташу Ростову в «Войне и мире» и Джо в «Смешной мордашке».
А вот фильм «Завтрак у Тиффани» дался ей с трудом. «Я интроверт по натуре, - объясняла Одри. - Мне же пришлось играть девушку по вызову». В довершение всего Хепберн терпеть не могла круассанов, которые по роли ей полагалось есть.
Любовь в кино и в жизни
В 1963 году на экраны вышла «Шарада», где Одри играла вместе с Кэри Грантом. Грант долго отказывался от роли, мотивируя это тем, что он старше партнерши на четверть века. Специально для него буквально за ночь сценарий переписали: в итоге по сюжету он влюблялся в нее, а та в него. После съемок Кэри поклялся: «На следующее Рождество загадаю желание - еще один фильм с ней».
Все без исключения экранные партнеры любили Одри, и она отвечала им взаимностью.
По слухам, на съемках «Римских каникул» между Хепберн и Грегори Пеком вспыхнул роман. Он этот факт отрицал, но актриса как-то проговорилась: «Я была немножко влюблена, кажется, взаимно».
Рекс Харрисон («Моя прекрасная леди») называл ее своей любимой партнершей. Даже про Хэмфри Богарта, с которым мало кто сумел поладить, звезда как-то сказала: «У так называемых железных парней самое доброе сердце в мире».
Сама же Одри не нашла того единственного, который, как она верила, предназначен ей судьбой. На съемочной площадке «Сабрины» она встретила актера Уильяма Холдена, но роман оказался недолгим: Одри очень хотела детей, а Уильям - нет. Она была помолвлена с актером Джеймсом Хэнсоном, даже купила подвенечный наряд, но в последний момент свадьба расстроилась, и Хепберн отдала шикарное платье какой-то бедной итальянской паре.
Первый брак с Мелом Феррером продолжался 14 лет, но счастья не принес: Мел ревновал Одри к поклонникам и славе, которой не было у него.
Потом и у Одри, и у Мела появились любовники. Хепберн встречалась с молодым актером Альбертом Финни. Режиссер Стэнли Донэн вспоминал: «С Альбертом она становилась совершенно другой - женщиной с сияющими глазами».
Развод с Мелом дался Одри тяжело: она сильно похудела. И, чтобы немного развеяться, отправилась в Грецию.
На экскурсии актриса познакомилась с итальянским психиатром Андреа Дотти. «Если я замужем, то очень замужем», - заявила Одри и вслед за любимым переехала в Рим, оставив кино на долгих девять лет.
Но и второй брак не сложился: Дотти изменял, Хепберн долго терпела из-за детей и лишь в 1982 году подала на развод.
Она всегда выглядела моложе своих лет: в 50 с легкостью играла 35-летних. Чувствуя себя совсем юной, неожиданно влюбилась в партнера по фильму «Кровавая линия» Бена Газзарру.
В последние годы ее спутником был голландский актер Роберт Уолдерс. Они прожили вместе девять лет - счастливейших, если верить Одри.
Мечты о детях
Хепберн всегда мечтала иметь много детей, но судьба распорядилась иначе. До того как родился ее старший сын Шон, у Одри случилось два выкидыша: первый - в марте 1955-го, второй - в 1959-м, на съемках фильма «Незабываемое», когда актриса упала с лошади и ударилась о камень.
В 1965-м ситуация повторилась - Хепберн снова потеряла ребенка. Поэтому, когда четыре года спустя она опять забеременела, решение пришло сразу: лечь в больницу под постоянное наблюдение врачей. В итоге восемь месяцев спустя на свет появился Лука - ее младший сын.
Последний выкидыш произошел в 1974 году: в память о не родившемся младенце Хепберн написала стихи. В них актриса признается, что готова отдать всю свою красоту известность и богатство за одну-единственную маленькую жизнь.
Подарки феи
Одри Хепберн являлась послом UNICEF - и это больше, чем просто строчка в ее биографии. Перестав сниматься, она ездила по всему миру.
В 1988-м побывала в Эфиопии, потом в Эквадоре, Гондурасе, Гватемале... Привозила еду, лекарства, чистую воду и... надежду. Местные жители не знали, что перед ними звезда, им ничего не говорило ее имя, но они тянули руки и смотрели на нее как на фею из сказки. После визита в Сомали в 1992 году Одри призналась: «Это настоящий кошмар. Красная выжженная земля, испещренная могилами... Целый океан могил».
По возвращении актриса почувствовала боль в горле, ей диагностировали рак. В январе 1993 года Одри Хепберн не стало.
Но она не умерла! Помните утверждение Питера Пена: «Если сказать: «Я не верю в фей», где-то в этот момент умрет фея»? А Одри улыбается нам с витрин, живет в наших воспоминаниях. Добрая фея, нежный эльф, вечная голливудская принцесса...